МГУ им. Ломоносова

Задания по истории. МГУ. Олимпиада Ломоносов и вступительный экзамен на исторический факультет, ИСАА, факультет политологии, факультет международных отношений и глобалистики

Олимпиада "Ломоносов-2009" Задания по истории

Вариант 1.

Напишите эссе на одну из предлагаемых тем, руководствуясь следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы.
  2. Личностный характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу (приветствуется).
  6. Смысловое единство сочинения-эссе.

 

  1. «Церковная письменность - это самое важное, что дало Руси крещение» (Д.С. Лихачев).
  2. «Иван III есть герой не только российской, но и всемирной истории.. .При нем Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Европы и Азии, спокойная внутри и не боясь врагов внешних» (Н.М. Карамзин).
  3. «Царствование Ивана Грозного является очень важным моментом в истории образования централизованного феодального государства, объединившего русский народ и не только способствовавшего укреплению его обороноспособности, но и создавшего благоприятные условия для осуществления национальной политики как на Востоке - в Поволжье, так и на Западе - в Прибалтике» (С.В. Бахрушин).
  4. «Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века» (С.М. Соловьев).
  5. «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в.» (Родерик Мак-Грю, американский историк).
  6. «Я считаю царствование Николая I прямым логическим продолжением второй половины предшествующего царствования (Александра I)» (В.О. Ключевский).
  7. «Все в это время были заражены патриотическим духом, тем патриотическим направлением, которое, в сущности говоря, и вынудило императора Александра II объявить войну Турции. Тогда был общий подъем русского патриотического самосознания именно в смысле славянского единения» (С.Ю. Витте о русско-турецкой войне 1877-78 гг.).
  8. «Императора Александра III его современники далеко не оценили, и большинство относится к его царствованию скептически. Это в высшей степени несправедливо. Император Александр III был великий император» (С.Ю. Витте).
  9. «"Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой» (В.И. Ленин).
  10. «Фундамент успеха СССР в экономическом противоборстве с Германией был заложен еще в 20-30-е гг.» (О.А. Ржешевский).
  11. «Распад СССР - это величайшая геополитическая катастрофа ХХ века» (В.В. Путин).

 

Вариант 2.

Напишите эссе на одну из предлагаемых тем, руководствуясь следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы.
  2. Личностный характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу (приветствуется).
  6. Смысловое единство сочинения-эссе.

 

  1. «Вычленение феодальных княжеств в первой трети XII в. не только не приостановило развития культуры, но содействовало ее дальнейшему расцвету» (Б.А.Рыбаков).
  2. «Опричнина дорого обошлась стране. Кровавая неразбериха террора унесла множество человеческих жизней. Бесчинства опричников были беспрецедентными и не имели оправдания» (Р. Г. Скрынников).
  3. «В ходе глубокого внутриполитического кризиса, охватившего Россию в годы Смуты, в политическую борьбу и в механизм принятия важных политических решений оказались вовлеченными едва ли не все слои, на которые делилось русское общество того времени» (Б.Н. Флоря).
  4. «Великий вклад великого преобразователя - Петра I - создание в государстве промышленного производства, способствовавшему гигантскому скачку в развитии производительных сил страны. Однако заимствование «западных технологий» таким архаическим, точнее, своеобразным социумом, как Россия, впоследствии дало вместе с тем и чудовищный социальный эффект: были вызваны к жизни еще более жестокие, более грубые формы эксплуатации, чем самые суровые формы крепостной зависимости» (Л.В. Милов).
  5. «Царствование Александра I представляет собой единый в своей внутренней сущности процесс. Деление его на два или больше периодов, различных по содержанию приходящихся на каждый из них мероприятий, должно быть отброшено» (А.В. Предтеченский).
  6. «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут» (Н.П. Огарев об отмене крепостного права).
  7. «Главнейшая заслуга императора Александра III в том, что он процарствовал 13 лет мирно, не имея ни одной войны, но он дал России эти 13 лет мира и спокойствия не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью» (С.Ю. Витте).
  8. «Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина, этой политикой он совершил огромный сдвиг легкие металлоконструкции в русской жизни . И сдвиг поистине революционный по существу» (П.Б. Струве) .«Критической точкой», в которой сфокусировался весь узел социально-экономических и политических противоречий, явилось восстание в Кронштадте» (Политическая история. Россия -СССР - Российская Федерация).
  9. «Начиная войну, руководство Германии исходило из того, что советское многонациональное государство распадется на враждующие национальные группировки. Однако этот расчет не оправдался» (О.А. Ржешевский).
  10. «То, что происходит с Россией с 1991 года, назвать реформами никак нельзя. Это не что иное, как «революция сверху» (В.В. Журавлев).

 

«Ломоносов - 2008» - примеры заданий:


Вариант 1.

  1. Образование русского централизованного государства.
  2. Коллективизация СССР.
  3. Дайте мотивированную оценку преобразований Екатерины II.

Вариант 2.

  1. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  2. Гражданская война и военная интервенция в Советской России.
  3. Дайте мотивированную оценку внутренней политике Сталина.

Вариант 3.

  1. Русская культура середины - второй половины XVIII века
  2. Общественные движения во второй половине XIX в.
  3. Дайте мотивированную оценку «эпохи великих реформ» 60-х 70-х гг. XIX в.

 

«Ломоносов - 2007» - примеры заданий:

Вариант 1.

  1. Русские земли и княжества во второй половине XIII - середине XV вв.
  2. Победа Октябрьской революции. Формирование советской политической системы (октябрь 1917 -лето 1918 гг.)
  3. Советники князей и их советы в Повести временных лет.

Вариант 2.

  1. Россия на рубеже XVI-XV1I вв. («Смутное время»).
  2. Победа Октябрьской революции. Формирование советской политической системы (октябрь 1917 -лето 1918 гг.)
  3. Политика большевиков согласно Декрету о земле

 

Наверх

главнаяолимпиада Ломоносоввидеоконтактырепетиторыисториялитература