МГУ им. Ломоносова

Задания по литературе. МГУ. Олимпиада Ломоносов и вступительный экзамен на филологический факультет и факультет журналистики

Олимпиада "Ломоносов-2009" Задания по литературе

Раскройте в письменном виде одну из следующих тем:

  1. Народная война в романах А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Л.Н. Толстого «Война и мир».
  2. Сила любви и страха у Катерины Кабановой.
  3. Художественное воплощение добра и зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Олимпиада "Ломоносов-2008" Задания по литературе


Раскройте в письменном виде одну из следующих тем:

  1. Исторический сюжет и проблематика трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов".
  2. Особенности ночного пейзажа в лирике М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
  3. Авторские размышления, их основное содержание и роль в повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка".

 

Олимпиада "Ломоносов-2007" Задания по литературе

Раскройте в письменном виде одну из следующих тем:

  1. Роль речевой детали при создании образов чиновников в прозе Н.В. Гоголя ("Шинель", "Мертвые души").
  2. Тема пути в поэзии Н.А. Некрасова и А.А. Блока.
  3. Нравственно-историческая проблематика романа Ю.В. Трифонова "Старик".

Олимпиада "Ломоносов-2006" Задания по литературе

Раскройте в письменном виде одну из следующих тем:

  1. Сторонники и противники просвещения в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".
  2. Размышления о судьбе Родины в лирике Н.А. Некрасова и С.А. Есенина.
  3. Жанрово-композиционное своеобразие повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка".

 

Разбор решений заданий олимпиады "Ломоносов" по литературе 2009

Общие требования

Письменная работа выявляет способность абитуриента свободно и самостоятельно анализировать произведения, уровень его владения литературным языком. Если тема предполагает сопоставление творчества разных авторов (напр., «Народная война в романах А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого»), то текст работы не должно распадаться на отдельные, слабо связанные между собой фрагменты, посвященные разным авторам, а сопоставительный анализ проводиться на протяжении всего текста. Кроме того, вводятся следующие формальные критерии оценки:

  1. Композиционный: отсутствие повторов (одна мысль выражается один раз); избранная автором последовательность рассуждения (от общего к частному или от частного к общему) не должна нарушаться;
  2. Тематический: все, о чем говорится в работе по литературе, должно быть непосредственно связано с темой; остальное при переписывании черновика следует вычеркнуть;
  3. Риторический: 1) каждое значимое утверждение должно сопровождаться анализом текста: если цитата или отсылка к тексту не комментируется, остается неясной ее функция; 2) заключение обязательно (лучше всего, если оно строится как перечисление главных тезисов основной части); вступление д.б. предельно лаконичным (напр., в 2–3 предложениях перечисляются основные аспекты темы);
  4. Стилистический: следует 1) избегать употребления незнакомых слов и тавтологических сочетаний («патриот Родины»); 2) следить за согласованием (время, род, число, падеж); 4) продумать порядок слов в каждом предложении;
  5. Логический: одни утверждения автора не должны противоречить другим

1. Народная война в романах А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Л.Н.Толстого «Война и мир»

Победитель:

Показано, что, хотя характер описываемых исторических событий в «Капитанской дочке» и «Войне и мире» принципиально различен («бунт» и сопротивление нашествию), и для Пушкина, и для Толстого важна идея единства нации, то, что объединяет людей всех сословий. В работе обсуждаются или хотя бы упоминаются не только главные герои, но и второстепенные персонажи; в части работы, посвященной «Войне и миру», непременно должно говориться о партизанском движении и об отношении к нему Толстого. Автор понимает, что жанровая природа произведений Пушкина и Толстого различна; понимает, что «Капитанская дочка» и «Война и мир» написаны в разные эпохи. Если автор обсуждает исторический и литературный контекст, то не допускает фактических ошибок и неточностей.

Призер:

Соблюдены условия, предъявляемые к работам-победителям, но не все важные для темы герои и эпизоды упомянуты – при том, что обнаружено хорошее знание текстов обоих произведений. Есть отдельные фактические и/или грамматические ошибки, некоторые стилистические погрешности (это относится и к призерам, выбравшим вторую и третью темы).

Работа, оцениваемая как неудачная:

Тема раскрыта недостаточно полно, схематично, чаще всего потому, что общие суждения не подкрепляются анализом конкретных эпизодов текста; мало внимания уделено сравнению романов Пушкина и Толстого. Автор испытывает затруднения, выражая свои мысли, есть многочисленные орфографические, пунктуационные или стилистические ошибки; фактические ошибки свидетельствуют о недостаточно хорошем знании текстов (это относится и к участникам, выбравшим вторую и третью темы).

2. Сила любви и страха у Катерины Кабановой

Победитель:

Автор не ограничивается пересказом содержания пьесы или описанием образа главной героини, но предлагает именно рассуждение на предложенную тему, выбирая для анализа те сцены «Грозы», которые имеют отношение к предложенному вопросу. Обсуждаются религиозные представления главной героини и других калиновцев. Автор понимает, что предложенный вопрос предполагает разговор о внутреннем конфликте в душе героини и, следовательно, о жанровом своеобразии пьесы, о трагическом начале. При этом в работе допускаются различные трактовки жанра «Грозы» (и как трагедии, и как драмы).

Призер:

При том, что тема понята верно и раскрыта достаточно подробно, в работе есть отдельные лишние элементы, например, более подходящие для темы «Образ Катерины Кабановой». Сложность проблемы жанровой природы пьесы не осознается или обсуждается слишком мало. Из важнейших эпизодов пьесы, имеющих отношение к предложенной теме, разобраны или упомянуты некоторые.

3. Художественное воплощение добра и зла в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Победитель:

Автор понимает сложность булгаковских представлений о добре и зле, то, что для Булгакова добро и зло не только противопоставлены, но и связаны; разбираются сюжетные линии романа и образы персонажей, подтверждающие эту мысль (Воланд в советской Москве, роль Воланда в судьбе Мастера, Маргарита-ведьма и др.). Обсуждается, как в романе Булгакова использовано и интерпретировано Евангелие, многие общекультурные символы, образы, литературная традиция изображения дьявола (эпиграф из «Фауста» Гете, напр.). Говорится не только о проблематике романа, но и о художественном воплощении этой проблематики.

Призер:

Автор не обсуждает или обсуждает слишком лапидарно отношение романа Булгакова к общекультурной и литературной традиции; проанализированы некоторые из важнейших эпизодов и персонажей романа, имеющих отношение к теме. Сложный вопрос о художественном воплощении добра и зла в романе отчасти подменяется вопросом о проблематике романа.

 

Наверх

главнаяолимпиада Ломоносоввидеоконтактырепетиторыисториялитература